subject: Как я учу этих наших студентов
07.10.2018 12:18
Sergey Chumakov (tavern,27)
Привет, плохие парни!
Я тут немного пографоманил с целью, так сказать, повышения живости всех сетей, в которых состаю, собсна, вот.
На самом деле, в педагогике я немного рублю, даже больше, чем в квантовой физике, поэтому работаю над собственной методикой преподавания и внедряю её, родимую. Что имею сказать
1.Конспекты - это хорошо. Ещё лучше, когда в конспектах нет воды и не записывается каждая точка или запятая. Поэтому подход номер раз: любая теоретическая часть любого раздела должна укладываться в 10 (десять) простых предложений, которые лучше нумеровать для запоминания.
2.Если современная школа считает, что дебилизировать, ой, то есть, учить лучше, натаскивая на задачи, то это днище и проблемы недалёких методистов и в целом лиц, ответственных за говнореформы. Задачи служат для более точного закрепления материала, поэтому любая тема по физике вначале закрепляется устной беседой и построением устной модели. Одна пара - лекция, вторая - семинар с задачами. Сначала - задачи устные, потом у доски. На дом задачи не задаются. Решаются в аудитории, как можно подробнее.
3.Выход к доске - не наказание. Современные училки и учителясты используют этот приём следующим образом: вызвать, зачмырить, посадить. Или вызвать, похвалить, чтобы другие зачмырились. У меня иной подход. Вызывая к доске, я помогаю перебороть страх публичных выступлений и страх новизны. Абсолютно любой ученик у меня у доски решает всё. Не с первого раза, возможно, но тут я помогаю ему\ей. Оценка в любом случае "5".
4.Домашние задания. Опять же, в школе они используются для наказания или для натаскивания на тесты. Согласитесь, если стремиться понять предмет, надо в свободное время не дрочить формулы, а расширять уже известные знания. Поэтому домашние задания простые и интересные. Прочитать ту или иную главу из книги по популярной науке, или даже посмотреть документальный или художественный фильм.
5.Троек нет. Почти. Если кто-то хочет, то могу поставить по просьбе студента. Оценка должна стимулировать, а доказано, что человеку гораздо приятнее положительная мотивация. Поэтому за присутствие на паре и за ведение конспекта - уже "4".
6.Совремнные учебники. Надо сказать, что я не сторонник воплей по поводу, что вот советские учебники были... Поверьте, ещё более страшное говно, которое в руки брать не хочется - материал там подан абсолютно сухо и без возможности творческого развития. НО, есть исключения, справочная литература времён СССР хороша. Пользуемся ей. Современные учебники по физике для школы черезчур сложны своей простотой. Они не показывают явление в раскрытии, зато изобилуют формулами. Поэтому в дело у меня идут лекции лауреата нобелевской премии Ричарда Фейнмана, лекции, которые он читал на первом курсе калифорнийского технологического. Они, за исключением матана, на порядок понятнее. Из современной литературы так же "заходит" О.Ф.Кабарин "Физика. Справочник для старшеклассников" и совсем чуть-чуть Т.И.Трофимова "Курс физики".
7.Бабы :-) Идите нахуй строем те, кто считает, что науки - не женское дело. Вас забыли спросить. Поэтому, если группа смешанная (а я учу технарей и парикмахеров, поэтому все группы смешанные), то одинаковое внимание уделяется и дамам, и господам. Никаких отличий, никакой разницы в нагрузке.
8.Философия науки. Основная задача физики в школе и колледже - развивать мышление, а не дрочить формулы. В современном курсе начисто отсутствует философия физики, а если шире - вообще всего научного знания. Поэтому считаю обязательным включить в курс лекции по трудам Карла Поппера и другим источникам, где разбирается, как познавать и описывать мир, что такое наука и лженаука, как поставить эксперимент и что такое нефальсифицируемость.
9.Научная работа. А почему бы и да. Все желающие из числа уважаемых студентов, приглашаются участвовать в дистанционных научных конференциях. Обязательно проводятся дополнительные занятия с целью научить исследовать, говорить и писать научные тексты. Пока на новом месте только начинаю такую работу, на старом мне удалось около 14-ти человек этим увлечь, а трое даже опубликовали свои исследовательские работы в изданиях, включённых в российский индекс научного цитирования. Интересно, каково это,когда тебе 16 лет, ты учишься в заштатной шараге, а у тебя уже индекс хирша - единица :-) (пока, правда, в РИНЦ всплыла одна работа из трёх, но они там тормоза).
10. По окончании сентября подвожу итоги обучения:
Посещаемость - 97%
Успеваемость - 100%
Средний балл - 4,8
Умозрительные цифры, да. Тем не менее.
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
07.10.2018 14:11
vit01 (mira, 1) => 5IfivLQJHpqKzX7YdAU6
SC> Привет, плохие парни!
Привет! Интересно пишешь про преподавание, но всё руки не доходят, чтобы что-нибудь своё рассказать
SC> 1.Конспекты - это хорошо. Ещё лучше, когда в конспектах нет воды и не записывается каждая точка или запятая. Поэтому подход номер раз: любая теоретическая часть любого раздела должна укладываться в 10 (десять) простых предложений, которые лучше нумеровать для запоминания.
Конспект - это очень хорошо. Мы обычно не пишем кучу слов, а работаем с формулами, но когда препод подробно поясняет за каждый значок, почему именно так, а не эдак, материал лучше усваивается.
И ещё когда есть поясняющий рисунок, тоже думается и вспоминается проще
SC> На дом задачи не задаются. Решаются в аудитории, как можно подробнее.
Лучше всё-таки задавать, потому что в аудитории всё может быть понятно, а потом приходишь и хоп - всё забыл. Хотя бы по парочке задач на закрепление
SC> 4.Домашние задания. Опять же, в школе они используются для наказания или для натаскивания на тесты. Согласитесь, если стремиться понять предмет, надо в свободное время не дрочить формулы, а расширять уже известные знания.
Не, не соглашусь. Иначе здесь получается так, что на словах ученик Лев Толстой, а как дело доходит до формул, то взяли и сдулись. Надо приучать народ не бояться значков, потому что позднее, когда будет необходимость читать серьёзную литературу, у них глаза на лоб вылезут.
SC> 3.Выход к доске - не наказание. Современные училки и учителясты используют этот приём следующим образом: вызвать, зачмырить, посадить. Или вызвать, похвалить, чтобы другие зачмырились.
Самоутверждаются друг на друге только в местах с быдловатым коллективом (как учителя, так и ученики). Если есть взаимоуважение, то чмырить никто никого не будет, да и в целом к решению задачек проще относятся.
SC> 6.Совремнные учебники. Надо сказать, что я не сторонник воплей по поводу, что вот советские учебники были... Поверьте, ещё более страшное говно, которое в руки брать не хочется - материал там подан абсолютно сухо и без возможности творческого развития.
Опять же, здесь как с домашними заданиями. Надо приучать учеников к тому, что настоящая литература бывает скучная и строгая, чтобы потом человек мог прочитать любую книгу.
SC> 7.Бабы :-) Идите нахуй строем те, кто считает, что науки - не женское дело. Вас забыли спросить. Поэтому, если группа смешанная (а я учу технарей и парикмахеров, поэтому все группы смешанные), то одинаковое внимание уделяется и дамам, и господам. Никаких отличий, никакой разницы в нагрузке.
У нас среди общих физиков девушек почти половина. Да и в целом по потоку схожая ситуация. Преподаватели говорят, что подобный перевес случился чуть ли не впервые за много лет =)
И да, лучшие ученики в нашей группе таки тоже они.
SC> 8.Философия науки. Основная задача физики в школе и колледже - развивать мышление, а не дрочить формулы. В современном курсе начисто отсутствует философия физики, а если шире - вообще всего научного знания.
Это проблема даже не только физики, а вообще образования как такового, особенно, школьного. Тут и биологи, и химики, и математики тоже должны подключаться. Но куда уж там, когда на всякие обществознания, мировые художественные культуры и основы религиозного чего-то там выделяется куча времени, а на физику всего 2-3 часа в неделю.
У меня в школе то учитель заболеет, то всякие "дни здоровья", медосмотры, общешкольные выходы в кино и "патриотически-воспитательная" хрень. В итоге качество самого обучения страдало.
Сейчас, когда я в универе, очень радуюсь, что такого нет. Но тут зреет другая проблема: слишком большая плотность информации и чрезмерно большая нагрузка. Но справляюсь, чего поделаешь.
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
07.10.2018 20:46
geomaster (mira, 23) => 5IfivLQJHpqKzX7YdAU6
Помнится, в далеком 1992 году собрали в НиНо Осеннюю Математическую Школу для 11 класса, куда попал и Ваш покорный слуга. 30 одаренных детишек 2 недели занимались математикой и психологией (и факультативно английским). Методика обучения была очень схожей с методой Сергея - нас учили ДУМАТЬ. Давали нетривиальную задачу (когда персонально, когда коллективно) и мы учились применять то, что знаем. Потом нам обьясняли новый "инструмент" и мы учились им пользоваться. И так по 8-10 часов в день. Было чертовски интересно! Никаких классов и деления "учитель - ученик"! Просто, тот, кто знал больше, делился со всеми. Мне казалось, что мой мозг чуть ли не впервые работает на 100%
По возвращению в родную школу обычные уроки казались жутко скучными и занудными. К чести классной (она же учитель алгебры/геометрии), она терпела мое наглое физиономие долго, потом просто давала КАЖДЫЙ урок мне контрольную на новую тему и выгоняла из класса после решения, чтобы я не вые..живался. Потом я даже готовил открытые уроки по материалам ОМШ для одноклассников. Настольной книгой в то время у меня были задачники Перельмана по физике и математике.
Думаю, такая школа очень сильно помогла мне при поступлении в ВУЗ - я не вспоминал формулы, я решал задачу, как... головоломку. В МИФИ на экзамене я набрал 8,5 баллов из 10, потеряв 1,5 балла из-за невнимательности...
Эх... Как давно же это было...
+++ Ubi nihil, nihil
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
08.10.2018 07:56
Andrew Lobanov (tavern,1) => 5IfivLQJHpqKzX7YdAU6
Выскажу ка я своё некомпетентное мнение, пожалуй =)
SC> 1.Конспекты - это хорошо. Ещё лучше, когда в конспектах нет воды и не записывается каждая точка или запятая. Поэтому подход номер раз: любая теоретическая часть любого раздела должна укладываться в 10 (десять) простых предложений, которые лучше нумеровать для запоминания.
Конспект штука такая. Я бы сказал, индивидуальная. И, к сожалению, нам не объясняли что там нужно писать. Поэтому у многих можно было стрельнуть конспект, если пропустил пару с похмелья, и, воспользовавшись излишней его подробностью, усвоить материал. Сам же я для себя вырабатывал подход к конспектированию долго и потому за первый курс знания не очень хорошие остались, так как писал как попало. Правда там ещё военкомат меня теребил полгода.
SC> 2.Если современная школа считает, что дебилизировать, ой, то есть, учить лучше, натаскивая на задачи, то это днище и проблемы недалёких методистов и в целом лиц, ответственных за говнореформы. Задачи служат для более точного закрепления материала, поэтому любая тема по физике вначале закрепляется устной беседой и построением устной модели. Одна пара - лекция, вторая - семинар с задачами. Сначала - задачи устные, потом у доски. На дом задачи не задаются. Решаются в аудитории, как можно подробнее.
Вот тут соглашусь, скорее, с Виктором. Дома я лучше вникал в суть задачи. С учебником, конспектом и поставленной задачей оно как-то лучше усваивалось. С другой стороны, я сужу только по своим преподавателям =)
SC> 3.Выход к доске - не наказание. Современные училки и учителясты используют этот приём следующим образом: вызвать, зачмырить, посадить. Или вызвать, похвалить, чтобы другие зачмырились. У меня иной подход. Вызывая к доске, я помогаю перебороть страх публичных выступлений и страх новизны. Абсолютно любой ученик у меня у доски решает всё. Не с первого раза, возможно, но тут я помогаю ему\ей. Оценка в любом случае "5".
Вот это вообще дебилизм. У нас тоже использовался выход к доске как наказание. Отчасти поэтом не сложилось у меня с учительницей физики в школе, так как меня вызывать было бесполезно в таком качестве - решал без проблем =)
SC> 4.Домашние задания. Опять же, в школе они используются для наказания или для натаскивания на тесты. Согласитесь, если стремиться понять предмет, надо в свободное время не дрочить формулы, а расширять уже известные знания. Поэтому домашние задания простые и интересные. Прочитать ту или иную главу из книги по популярной науке, или даже посмотреть документальный или художественный фильм.
У нас в технаре вообще домашки не было. По физике дрочить формулы не предлагалось (разве что в школе). Но как-то пофиг было преподам на расширение кругозора у студентов. Если сами что-то изучали, то молодцы. А нет, так нет.
SC> 5.Троек нет. Почти. Если кто-то хочет, то могу поставить по просьбе студента. Оценка должна стимулировать, а доказано, что человеку гораздо приятнее положительная мотивация. Поэтому за присутствие на паре и за ведение конспекта - уже "4".
Тройка она штука такая. Я на оценки не глядел никогда. Удовлетворительно в зачётке меня не обижало. Но давало понять, что и где мне надо подтянуть.
SC> 6.Совремнные учебники. Надо сказать, что я не сторонник воплей по поводу, что вот советские учебники были... Поверьте, ещё более страшное говно, которое в руки брать не хочется - материал там подан абсолютно сухо и без возможности творческого развития. НО, есть исключения, справочная литература времён СССР хороша. Пользуемся ей. Современные учебники по физике для школы черезчур сложны своей простотой. Они не показывают явление в раскрытии, зато изобилуют формулами. Поэтому в дело у меня идут лекции лауреата нобелевской премии Ричарда Фейнмана, лекции, которые он читал на первом курсе калифорнийского технологического. Они, за исключением матана, на порядок понятнее. Из современной литературы так же "заходит" О.Ф.Кабарин "Физика. Справочник для старшеклассников" и совсем чуть-чуть Т.И.Трофимова "Курс физики".
Современные учебники не знаю. Учебники 10-15 летней давности оценить не могу, так как тогда юн был и глуп =) Разве что врезался в память учебник по высшей математике в местном универе. Своего издательства. "Высшая математика в задачах". Название намекает на дрочку формул, а по факту на примерах конкретных задач очень удачно раскрвалась программа первого курса.
SC> 7.Бабы :-) Идите нахуй строем те, кто считает, что науки - не женское дело. Вас забыли спросить. Поэтому, если группа смешанная (а я учу технарей и парикмахеров, поэтому все группы смешанные), то одинаковое внимание уделяется и дамам, и господам. Никаких отличий, никакой разницы в нагрузке.
А вот тут мой опыт странный =)
Среди моих знакомых женщин мало секло в физике и профилирующих предметах (ПОВТ). Но есть подозрение, что это было связано с дурацким подходом при поступлении "хоть бы какое образование". Я с таким подходом поступил на специальность "Многоцелевые гусеничные и колёсные машины" в местный универ и просрал там год жизни. Хорошо, что в итоге бросил.
SC> 8.Философия науки. Основная задача физики в школе и колледже - развивать мышление, а не дрочить формулы. В современном курсе начисто отсутствует философия физики, а если шире - вообще всего научного знания. Поэтому считаю обязательным включить в курс лекции по трудам Карла Поппера и другим источникам, где разбирается, как познавать и описывать мир, что такое наука и лженаука, как поставить эксперимент и что такое нефальсифицируемость.
Вот это не то что сейчас, а, похоже, и в хвалёном советском образовании не давали. Вспомни пушкинку =)
SC> 9.Научная работа. А почему бы и да. Все желающие из числа уважаемых студентов, приглашаются участвовать в дистанционных научных конференциях. Обязательно проводятся дополнительные занятия с целью научить исследовать, говорить и писать научные тексты. Пока на новом месте только начинаю такую работу, на старом мне удалось около 14-ти человек этим увлечь, а трое даже опубликовали свои исследовательские работы в изданиях, включённых в российский индекс научного цитирования. Интересно, каково это,когда тебе 16 лет, ты учишься в заштатной шараге, а у тебя уже индекс хирша - единица :-) (пока, правда, в РИНЦ всплыла одна работа из трёх, но они там тормоза).
Нереально круто, как по мне. Говорю как 32-летний человек без единой публикации =)
SC> 10. По окончании сентября подвожу итоги обучения:
SC> Посещаемость - 97%
SC> Успеваемость - 100%
SC> Средний балл - 4,8
SC> Умозрительные цифры, да. Тем не менее.
С моей точки зрения, первое число отлично демонстрирует рулёзность препода =)
+++ Caesium/0.4 RC1
+++ Лично я вижу в этом перст судьбы — шли по лесу и встретили программиста.
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
08.10.2018 10:15
Anotheroneuser (syscall,27) => 5IfivLQJHpqKzX7YdAU6
Эх, преподавали бы нам вот так. Но, думаю, это уровень не средней школы. А в институте у меня физик не было. Из школы вынес только впечатление, что в физике я — дуб-дубом. А ведь, могло бы сложиться по-другому. Скажем, если бы нам объяснили, что физика -- очень полезная наука для тех, кто планирует в будущем заниматься электроникой (а это будет очень полезное ремесло, ребята, — прибавил учитель). Но нет. Вызывали к доске и молча ждали, когда ты начнёшь тупить, чтобы начать чмырить. Поэтому науку боялись, ненавидели, избегали её. То же было со множеством других наук.
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
30.10.2018 20:57
Sergey Chumakov (tavern,27) => X1Hkbk48UHSUdfD21zDr
--------------------------------------------------------------------------------
subject: Re: Как я учу этих наших студентов
30.10.2018 20:57
Sergey Chumakov (tavern,27) => WFizM1MxSo4dAvAvT7oF
--------------------------------------------------------------------------------